Воспитанному и образованному человеку живется легче. Он знает правила и соблюдает их. При условии, что его окружение эти правила знает и соблюдает тоже, можно легко достичь взаимопонимания, наладить успешные межличностные связи – залог продуктивных деловых отношений и удачной карьеры.
Постулаты делового общения
1. Пунктуальность
Нет ошибки серьезнее, чем деловому человеку прийти на встречу с опозданием. Хуже только вообще не прийти. Никто не любит никого ждать, особенно в деловой сфере. Поэтому не опаздывайте никогда в места, где важна пунктуальность.
2. Сдержанность
Деловая сфера – не место для эмоциональных всплесков. Особенно нам, женщинам, трудно с сэтим смириться. Но ни слез, ни дурного настроения во время ПМС, ни кокетливых улыбок деловые партнеры нам не простят. Будьте бесстрастны и вас станут уважать . А, стало быть, уважать ваше мнение.
3. Вежливость
Собственно, хамить леди не должна никогда. Но особенно на деловой встрече. Нет, вы вовсе не обязаны любить деловых партнеров. Но хорошее отношение, даже в сфере бизнеса, творит чудеса. Посему демонстрация дружелюбия, оптимизма и положительного настроя повысит эффективность любой встречи в разы.
4. Тактичность
Правила делового общения обязательно включают жесты хорошего тона. Бестактность – это грубое нарушение пиличий. Она может переломить ход всей встречи не в вашу пользу. Как вы вошли, как вы поздоровались, кому и как пожали (или не пожали) руку, как попрощались – все это имеет важное значение, которым не стоит пренабрегать.
5. Знакомство
Если деловые партнеры не знакомы, на первой встрече следует их представление. Первым представляется шеф с принимающей стороны, затем – глава гостей. Затем они представляют остальных сотрудников. Представляется всегда младший – старшему, и пол в деловом этикете не играет роли. Если даже доводилось встречаться ранее, протокол приветствия «ломать» восклицаниями «Мы знакомы!» не стоит. Представьтесь снова. Если кто-то имя не назвал, допускается спросить, но лишь один раз. Переспрашивать нельзя. Вслед за представлением и приветствием может следовать рукопожатие.
6. Рукопожатие
Это отдельная тема, жест в жизни современного делового человека просто необходимый.
Первым подает руку для совершения рукопожатия:
старший – младшему; начальник – подчиненному; женщина – мужчине.
И никаких «перекрестных» рукопожатий, даже если одновременно хотят поздороваться большое количество человек. Сначала друг другу руки пожимают женщины, а затем – мужчины. Подавать следует руку правую, даже если вы левша. Если ваш партнер в перчатках, вы тоже можете перчатки не снимать.
7. Визитки
Еще один непременный атрибут делового общения. Не иметь визитку сегодня – дурной тон. Не дать ее в ответ на просьбу или на данную вам визитку – равносильно «деловому самоубийству». Держите запас при себе всегда. Правила обмена визитками – противоположны законам рукопожатий. Первым визитку подает мужчина даме, а младший – старшему.
Для заочного знакомства визитку можно использовать, отправив ее адресату с загнутым левым уголком. В ответ, разумеется, должна последовать его визитка.
8. Дресс-код
Этот аспект делового этикета достоин особого рассмотрения. Вид должен соответствовать дресс-коду либо компании, либо ситуации. Одним из обязательных элементов костюма деловой женщины (в любую погоду, даже в сорокапятиградусную жару) являются колготки. Не приветствуются броские или слишком дорогие украшения. Дурной тон – распущенные волосы.
9. Обращение
О тактичности и вежливости мы уже сказали. Недопустима также фамильярность. Обращаться нужно к собеседнику на вы и по имени-отчеству, имени, либо фамилии, с обязательным добавлением слов: господин/госпожа, мистер/миссис и т.д. (в какой стране, как принято). Обращение безымянное может сильно повредить вашу репутацию. А говорить о ком-либо из присутствующих в третьем лице, используя местоимения «он», «она» вообще недопустимо.
10. Общение
Не следует:
говорить много; говорить не по существу; говорить громко; говорить слишком тихо; употреблять слова-паразиты или использовать слэнг.
Этикет делового общения позволяет сэкономить время и не затратить титанических усилий на обдумывание линии поведения. Существуют правила, в которых давно указано, что нужно, а чего не стоит делать. Остается их изучить и придерживаться. А энергию освобожденную направить на развитие своей бизнес-идеи или поиск аргументационной базы к своему новому гениальному проекту.
Как стать уверенной в себе? Как стать успешной женщиной